О храме

История храма

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь первоначально
построен был по данной 1694 года грамоте Великих князей Иоанна
Алексеевича и Петра Алексеевича и по благословению Святейшего
Патриарха Иоакима Московского и всей России. Монастырь с соборной
церковью и прочими службами был под горой, где сейчас находится
мужской Спасо-Преображенский монастырь. На этом месте монастырь
просуществовал ровно 100лет.
В 1794 году по указу Святейшего Синода и по благословению
Преосвященного Неофила епископа Тамбовского и Пензенского, согласно
представленному иеромонахом Израилем плану и фасаду Пензенского
Спасо-Преображенского монастыря, при державе императрицы Екатерины
Алексеевны мужской монастырь был перенесён из города Пензы на место
бывшего городского Вознесенского кладбища, которое принадлежало
приходам Покровской и Введенской церквей.

Каменная кладбищенская Вознесенская церковь, построенная в 1779-1784
гг., стала первым монастырским храмом.

Величественный монастырский архитектурный ансамбль формировался
постепенно. В 1816-1817 годах над могилой своего мужа, бывшего
пензенского губернатора А.М. Евреинова, А.А. Евреинова возводит
Александро-Невский храм.

В 1821-1828 годах возводится красивейший Преображенский собор. А в
1849 году известная пензенская благотворительница Мария Михайловна
Киселёва построила над могилой своего мужа двухэтажный Свято-Троицкий
храм. В верхнем этаже храм имел два престола: во имя Святой Троицы и в
память Обновления храма Воскресения Христова, освященные в 1862 году, а
в нижнем этаже три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери
(освящен в 1852 г.), в честь Рождества Христова (освящен в 1855 г.) и во имя
Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Причем придел
во имя Рождества Христова является точной копией внутреннего вида
Вифлеемского храма, сооруженного над местом рождения Иисуса Христа.

С перенесением Спасо-Преображенского монастыря к Вознесенскому
храму существовавшее здесь кладбище стало приобретать характер
элитарного, и со временем здесь сложились семейные пантеоны родовитых
пензенских дворян: Мартыновых, Бекетовых, Араповых, Загоскиных,
Захарьиных, Потуловых, Сушковых, Юматовых, Сабуровых, Кишенских,
Панчулидзевых и др.
Формально монастырь был закрыт в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже
помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители
организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под
конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась
здесь вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля архимандрита
Иоанникия (Жаркова).
В 1928-1929 гг. службы в монастырских храмах совершали архимандрит
Иоаникий и иеромонахи Евфимий (Милованов) и Макарий (Матюхин), чуть
позже к ним присоединились Нектарий и Сергий (Соловьев). Скорее всего,
они и должны считаться последними насельниками обители. В это время
основные службы шли в Спасо-Преображенской церкви, но не были отняты и
остальные: Вознесенская, Вифлиемская и колокольня.

С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно
здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот
микрорайон получил название «Свинтрест».
Один из монастырских храмов заняли «сушилкой» в 1929 г., другой
разобрали к 1932 г., еще один в 1931 г. передали конторе «Установка» под
школу по подготовке кадров, Спасо-Преображенский собор закрыли в 1934 г.
В 1931 г. монастырское хозяйство передали «Продуктпереработке» для
огородного пригородного совхоза. В апреле 1933 г. было принято решение о
ликвидации уцелевших построек для использования территории под
электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже была освобождена.
Красивейший монастырский ансамбль перестал существовать физически, он
был уничтожен..
Не избежало этой учести и Вознесенское городское кладбище. В 1925 г.
кладбище было официально закрыто, в 1940-60-х гг. все надгробия вывезли,
зарыли в траншеях, использовали на поделочнный камень.
Н. И. Ткач пишет: «В 1950-е годы, когда начали вбивать сваи под
фундамент строящихся зданий, они стали проваливаться в могильные
склепы. Тогда с помощью строительной техники на месте кладбища
расчистили пространство под котлован, а сохранившиеся полуистлевшие
гробы вывозили неподалеку в болотистое место, оставшееся после осушения
небольшого озера, находившегося близ монастырской рощи. В остатках
захоронений находили кресты, иконы, драгоценности.
Дольше всего простояли монастырская каланча и стена (параллельно ей
строилась улица Индустриальная). Окончательно они были разрушены в
середине 1970-х годов, когда на их месте строилось административное
здание спецавтобазы».
Территорию Спасо-Преображенской обители постепенно заняли различные
организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината,
жилые дома. Это место стало промышленной зоной. Вокруг строились
бараки и частные дома для рабочих и их семей.

Память о погибшей обители всегда была жива среди православных жителей
Пензы. Жива была и надежда на возрождение обители. Пензенской епархией
велись труды в этом направлении. 30 сентября 2002 года под руководством
протоиерея Владимира Клюева были проведены раскопки на территории
МЧС по ул. Индустриальной, 38, где ранее стоял Свято-Троицкий храм
Спасо-Преображенского монастыря. Цель раскопок – найти останки
известной пензенской благотворительницы М.М. Киселёвой и её супруга.
Раскопки увенчались успехом. В этом же 2002 г. в «мебельном» корпусе,
расположенном по адресу: ул. Индустриальная 42-а, по стечению
обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор»,
занимающаяся строительством храмов. Ее руководитель архитектор Дмитрий
Александрович Борунов решил в память об уничтоженной обители устроить
в корпусе Вознесенский молитвенный дом. В 2005 г. здесь прошла первая
литургия. В 2006 г. были  обнаружены надгробия А. Н. Арапова, Д. К.
Гевлича, М. А. Сабуровой и Загоскиных с монастырского кладбища, их
перенесли на территорию мастерской «Дабор».  С 7 января 2006 года в храме
совершаются постоянные богослужения. Вот уже 5 лет работает воскресная
школа для детей и взрослых, имеется библиотека. Число прихожан постоянно
увеличивается.

Настоятель храма

Протоиерей Кэтанэ Владимир (Вадим) Федорович

Дата рождения: 17.12.1979 г.
Дата диаконской хиротонии: 17.08.2004 г.
Дата иерейской хиротонии: 24.10.2004 г.
Образование: Нижегородская духовная семинария (2004 г.).
Адрес электронной почты: otecvladimirk@mail.ru
Телефон: 89875079680